Как оказалось, торговые и экономические конфликты существуют не только в ЕС с его зажиточным севером и беспечным югом, живущим от одного до другого транша материальной помощи, но и в родном для России ТС, где раньше были тишь да благодать, и только Лукашенко ругался с «Уралкалием» из-за поставок удобрений.
На этот раз, конфликт назревает между Россией и Казахстаном, причем некоторые журналисты уже присвоили ему статус настоящей «торговой войны». Причина проста — девальвация рубля повлияла на цены и рост поставок российской продукции на Казахстанский рынок, что нарушило хрупкий баланс между импортом и местным производством. В настоящее время дешевизна товаров из России уже поставила под угрозу бизнес нескольких крупных предприятий Казахстана, в результате чего власти государства приняли решение об ограничении импорта и изъятии уже поступившей продукции из реализации. Вопросы у Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана возникли к продукции таких предприятий, как «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Данон», Микояновский мясокомбинат, Черкизовский МПЗ и других.
Но и Роспотребнадзор не дремлет! Специалисты ведомства уже сообщили о найденных нарушениях в поставках казахстанских дынь, выращенных в колхозах «Кобей» и «Жолдыбек-Ата», и казахстанской свеклы от производителя ТОО «Дихан-сауда». Роспотребнадзор также обнародовал информацию о поступлении через границу с Казахстаном партий орехов и сухофруктов из США, не соответствующих регламентам и нормам российского фитосанитарного законодательства.
В распоряжении редакции издания «Ъ» оказались документы, согласно которым Национальная палата предпринимателей (НПП) Казахстана провела анализ влияния девальвации рубля на экономику страны, особенно в части производства безалкогольных напитков и соков. В результате власти страны решили идти «путем Онищенко», когда в импортной продукции находились недостатки, раньше не замечаемые, а поток поставок перекрывался.
Более того, «Ъ» писал о планах правительства Казахстана еще в начале февраля этого года, когда власти страны ввели ограничения на импорт российских нефтепродуктов, а также стали появляться первые «ласточки» конфликтов интересов производителей обоих государств.
«Сейчас комитет по защите прав потребителей проводит проверки, на основании которых может арестовать те или иные партии, но чтобы ввести запрет, необходимо выполнить еще много процессуальных формальностей. Цель поправок — свести их к минимуму по содержанию и по времени», — привел «Ъ» мнение одного из компетентных источников.
Но официальные лица России и Казахстана решили не молчать и практически сразу опровергли слухи о «торговой войне», упомянув добрые и долгие партнерские отношения, связывающие две страны, являющиеся полноправными членами ТС. Так вчера Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского президента, назвал некорректной информацию о торгово-экономическом конфликте.
«Я думаю, что это достаточно сильное преувеличение, но о том, что конкретно сейчас происходит, я не имею информации. В любом случае, я думаю, что такие формулировки, как торговая война, они не совсем корректны», — сказал он.
Буквально через несколько часов во многом схожее заявление на пресс-конференции в Астане сделал и Каирбек Ускенбаев, заместитель министра национальной экономики Казахстана, сообщивший, что вполне законное изъятие из продажи продукции нескольких российских поставщиков неравнозначно объявлению «торговой войны».
«Никакой торговой войны нет. Россия — самая дружественная и близкая нам страна. Есть обеспечение безопасности страны — если те или иные продукты, из какой бы они страны не были, не соответствуют критериям, которые обеспечивают безопасность, то никто не желает потреблять такие продукты. И независимо, будь это казахстанское предприятие, российское, американское, английское — без разницы. Мы не потерпим и не хотим терпеть, чтобы некачественная продукция была на наших столах», — приводит его слова «Интерфакс».
Несмотря на отвлекающие заявления официальных лиц о неподобающем качестве продуктов, очевидно, что настоящей причиной запрета является защита собственных производителей и интересов в условиях экономической нестабильности и колебаний курса российского рубля, которые уже оказывают и ещё не раз окажут своё влияние на картину импорта-экспорта. Мы же, как сельхозпроизводитель, с большим интересом наблюдаем за развитием торговых отношений между Россией и Кахахстаном.