К сожалению, по итогам 2014 года объем производства ягод и фруктов в российских садах, согласно публикации РИА-Новостей, ссылающихся на данные из материалов Минсельхоза о подготовке к весенне-полевым работам в Северо-Кавказском ФО, не смог достигнуть даже трети до от плановых показателей.
Из официального релиза Минсельхоза: «Для обеспечения населения страны отечественной плодово-ягодной продукцией по рекомендуемой медициной норме (75 килограммов на человека в год в свежем виде без учета винограда) необходимо производить 10,7-11 млн тонн плодов и ягод».
Напомним, что в прошлом году общероссийская урожайность всех видов плодов достигла лишь 2,98 млн тонн, что в разы меньше нужного и озвученного ведомством количества.
На этом фоне все более актуальным является акцент Минсельхоза и Правительства РФ на финансировании овощеводства и садоводства. Только в 2015 году на поддержку российского АПК выделят 50 млрд рублей, что уже породило в среде специалистов и экспертов АПК множество пессимистичных предположений о высадке «денежных деревьев», «валютных садов» и садов сверхинтенсивного типа. И подобные настроения легко понять, ведь на закладку и достижение первого плодоношения нужно время. Россияне, безусловно, смогут прожить пару лет без камамбера и дор блю, но как прожить на нашей суровой родине с ее непростыми климатическими условиям без витаминов.
Еще одно предположение — скорое превращение всего общероссийского рынка в прилавок, привычный для жителей Заполярья и Крайнего Севера, где килограмм вишни, условно конечно, будет продаваться по цене в 1000 рублей и более.
На этом фоне не может не удивлять противоположный оптимизм многих российских регионов. Только за последнюю неделю отраслевые СМИ сменили ракурс с «потемкинских» теплиц, которые как грибы стали вырастать в России после паники на овощном рынке, на те же пока еще «потемкинские» (не будем категоричны и станем ориентироваться не на заявления, а на результат) сады.
Сначала Белгородская область заявляла о своем стремлении стать не только яблоневой столицей страны, но и абрикосовой, ореховой и прочей косточко-семечковой. Затем эстафету приняло Ставрополье, после чего ее подхватили Кабардино-Балкария, Ингушетия и Карачаево-Черкесия. Причем инвесторы в южных российских регионах не останавливаются на том, что российскому потребителю милее свое яблоко наливное, они идут дальше и объявляют об открытии исключительно органических и экологических садовых производств. Отрасль не просто движется семимильными шагами, а буквально олимпийскими прыжками.
Интересно и то, что в процесс плодовоовощного импортозамещения включились не только профильные предприятия, уже много лет занимающиеся садоводством, но и, казалось бы, далекие от него компании. К примеру, ханты-мансийский рыбкомбинат, подхватив волну, решил открыть промышленное производство клубники.
На этом фоне сокращение ассортимента только плодов в российских магазинах уже можно назвать катастрофичным — на 21,5% в феврале 2015 года в сравнении с тем же месяцем прошлого сезона. В целом, согласно опубликованным данным редакции ИА «FruitNews», количество предложения только косточковых фруктов снизилось на 37,5%, на 26,1% у груш, на 25,1% у яблок и на 25% у столового винограда. Ситуация с удорожанием этих же плодов за прошедший год следующая: яблоки — около 30%, груши — порядка 64,9%, 79,3% у винограда.
Что может спасти в этом случае кошелек, холодильник и организм российского потребителя? Пожалуй, только изобретение садов нового типа — все более и более интенсивного.