Продажа овощей: динамика производства и цены

28.11.2012

Российские овощи от производителя можно всё реже встретить в торговых точках. В чём же причина? Давайте разберёмся. Мы привыкли считать, что основная проблема — погодные аномалии. Да, это так. Но, кроме того, происходит уменьшение объёмов посадки и, соответственно, сбора и продажи овощей оптом. Почему? Всё просто. Производители не могут реализовать, то, что уже выращено и собрано. Так, в 2011 году фермерские хозяйства большинства регионов Российской Федерации не смогли продать томаты, даже предлагая купить овощи и фрукты оптом по минимальной цене. В результате в этом году плантации сокращены. Проблема заключается и в отсутствии специально оборудованных овощехранилищ, куда производитель овощей мог бы сдавать свою продукцию. Примерно 20%-40% потерь урожая связано с неправильным хранением. Проблемы овощной отрасли комплексные, динамика роста инвестиционной привлекательности недостаточна. Овощеводство находится в длительном кризисе и увеличение объёмов урожая только обостряет проблемы, показывает недостаточность технологической базы, низкую долю крупных перерабатывающих предприятий, отсутствие необходимого количества компаний, способных купить овощи оптом.

А что же происходит с ценами на овощи? Период 2010-2012 гг. ознаменован аномальной динамикой их роста. Так, в среднем по России стоимость репчатого лука выросла на 39%, капусты на 28%, картофеля на 24%, моркови на 21%, свеклы на 18%. Цены в разных регионах отличаются, например, в Волгоградской области и на Алтае тот же лук подорожал в 2 раза, в Вологодской и Ивановской областях стоимость картофеля увеличилась в 1,7 раза. При этом овощи оптом от производителя закупаются по очень низким ценам, а розничная стоимость растёт.

По итогам наблюдения рабочей группы Общественной палаты по агропромышленному комплексу был сделан вывод, что аномальный рост цен вызван замещением продукции российского производителя импортом. В следствии закупки овощей оптом за рубежом, импортные овощи заполняют прилавки. К сожалению, российские овощные культуры имеют гораздо меньше шансов попасть в торговые сети, чем более дорогие импортные аналоги. Овощи из-за рубежа (картофель, лук, морковь и др.) хорошо упакованы и обработаны, они попадают на полки магазинов напрямую, без дополнительной обработки. Это удобно и выгодно.

Разомкнуть образовавшийся круг поможет создание сети крупных перерабатывающих и логистических центров, оптовая овощная база должна быть в каждом районе. Это позволит предлагать торговым сетям конкурентоспособную отечественную продукцию. В новую редакцию государственной программы развития агропромышленного комплекса уже включены данные предложения. В перспективе создание подобных центров даст реальный результат, позволит увеличить число российских производителей овощей.