Вопрос передачи функций фитосанитарного мониторинга продукции, поступающей в Россию через ее границы, обсуждается уже не первый год. Есть сторонники и противники данного решения. Первые говорят о сосредоточении всех «пограничных» функций в «руках» одного ведомства и указывают на целесообразность данного решения, вторые же ссылаются на то, что Россельхознадзор, в отличие от Федеральной таможенной службы, владеет необходимыми методиками и инструментами мониторинга.
На прошедшей в Москве пресс-конференции Сергей Данкверт, глава Россельхознадзора, сообщил, что данный проект, в случае его претворения в жизнь, «разрушит систему».
— Ведь вся наша система работает не только на границе, но и включает в себя мониторинг в дальнейшем, аттестацию иностранных заводов и фабрик и так далее. Конечно, какую-то часть наших полномочий государство передать другому ведомству может, но я считаю, что это только разрушит систему, — сказал руководитель ведомства.
В январе этого года «Ъ» публиковало информацию о разработке и направлении соответствующего законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу. Таким образом ФТС планирует исключить на таможенном пункте дублирование функций по проверке документов. Поддержали эту инициативу и чиновники Минэкономразвития, согласные с ФТС в стремлении к упрощению регистрации поступающего в Россию импорта, а также к сокращению времени таможенного оформления. Последнее, согласно законопроекту, должно свестись к режиму «одного окна».
Пилотный проект по передаче ФТС функций фитосанитарного контроля границы будет запущен в пунктах пропуска на границе с Эстонией и на Дальнем Востоке. На это в Россельхознадзоре ответили важным доводом — статусом Дальнего Востока как неблагоприятной территории с точки зрения выявления инфекционных заболеваний. К тому же, с момента введения продовольственного запрета в августе 2014 года, поток поставок из КНР значительно возрос, а, соответственно, увеличилась и загруженность пропускных пунктов.
Пока оба ведомства спорят и делят сферы влияния, исходя из нашего опыта экспортных поставок, для поставщиков это означает одно — новую путаницу, адаптацию к «пилотам», проблемы на границе, срыв сроков поставки и прочее. К тому же, что интересно, Алексей Алексеенко, представитель Россельхознадзора, по замечанию «Ъ», фактически обвинил ФТС в недостаточной компетентности по данному вопросу, указав, что сотрудники ведомства не имеют надлежащего опыта работы, специальных знаний и образования в сфере работы с «серым» импортом.