Такой вывод, полностью звучащий как «эти люди, казалось, с удовольствием понимали здесь друг друга с полуслова», сделал один из корреспондентов, присутствовавший на встрече Владимира Путина с греческим премьер-министром Алексисом Ципрасом.
До проведения двусторонних переговоров буквально все специалисты рынка продуктов питания, многие политологи и представители других сфер бизнеса задавались целым рядом вопросов — «Отменит или нет Россия действие продовольственного эмбарго?», «Исключение из продовольственного запрета будет сделано только для Греции или и для остальных стран-членов ЕС?», «Какой выход найдут власти обеих стран из сложившейся ситуации?». После встречи г-на Путина и г-на Ципраса было получено большое количество ответов-версий.
Во-первых, Греция, будучи частью ЕС, продолжит голосовать за антироссийские санкции и придерживаться выбранного Еврокомиссией курса. Во-вторых, Россия не может сделать исключение из запрета на импорт для одной, пусть и очень нуждающейся в этом, страны.
Но на этом фоне представители обоих государств все же нашли выход — создание совместных предприятий, которые смогут поставлять в Россию не совсем греческую продукцию, а продовольственные товары, являющиеся российско-греческими.
— Мы понимаем, что Греция была вынуждена тоже проголосовать за санкции против России… 50% импорта из Греции на российский рынок составляли товары сельхозпроизводства, но просто мы не могли поступить иначе и не можем делать исключение для одной страны Евросоюза в целом, — сказал Владимир Путин, отметивший и полную безопасность найденного решения для интересов отечественных производителей, в настоящее время активно задействованных в реализации программы импортозамещения.
— Я думаю, что если мы пойдем по этому пути, мы не нанесем России никакого ущерба, для наших сельхозпроизводителей, потому что они будут вовлечены в этот процесс, — добавил российский президент.
В свою очередь греческий премьер-министр так прокомментировал данное решение:
— В секторе коммерции мы вчера определили возможности по укреплению греческого экспорта в Россию, и особенно это касается сельскохозяйственного сектора, который понес серьезный ущерб из-за российских ответных санкций. Одновременно с этим мы нашли способ преодолеть эти сложности, при этом мы не будем создавать каких-то проблем между отношениями наших стран и в отношениях между Россией и ЕС, — сказал Алексис Ципрас.
Многочисленные отраслевые специалисты, уже прокомментировавшие данное двустороннее решение о восстановлении и увеличении товарооборота, двояко относятся к данному решению. С одной стороны восстановление импорта внесет разнообразие в ассортимент продовольственного рынка России, при этом не затронув интересы российских садоводов и овощеводов, так как греки могут экспортировать те овощи и фрукты, которые обыкновенно не производятся в нашей стране. Ну а если и возможны совпадения по наименованиям сельскохозяйственных продуктов, то не по их сезонности. Например, греческие бахчевые вызревают намного раньше, чем российские — с конца весны и до середины лета, когда отечественные производители только начинают собирать урожай.
С другой стороны, причем скепсис здесь силен особенно — обе страны, испытывающие объективные экономические трудности, не вполне способны реализовать масштабный проект в такой медленно окупающейся отрасли, как растениеводство. Греция много лет борется с экономическими трудностями, причем Еврокомиссия навряд ли будет материально помогать очередными евро-траншами российско-греческим совместным предприятиям в налаживании их работы. Ну а Россия в настоящее время плотно занялась восстановлением собственного сельского хозяйства, и отечественные фермеры не будут благодарны властям за смену направления финансирования.