РБК.Новосибирск приводит сведения о данной тенденции со ссылкой на информацию, поступившую непосредственно от самих участников рынка. Причем о новом распределении ролей и долей продуктового рынка Новосибирской области можно говорить уже сейчас, до окончания первого квартала года. Регион нисколько не ограничивал импорт из Китая, просто изменилась покупательская способность жителей Сибири, на что очень скоро отреагировали иностранные поставщики.
Андрей Хардин, генеральный директор тепличного комбината «Новосибирский», подтверждает данное мнение, отмечая, что экспортеры из Китая уже не снабжают область в прежних объемах, а продукция, как следствие, продолжает дорожать ускоренными темпами. Если в начале 2014 года в новосибирских магазинах можно было приобрести килограмм огурцов по теперь уже смешной стоимости в 80 рублей, то сейчас цена возросла до 180-200 рублей за тот же вес.
— С прилавков торговых сетей практически пропала китайская картошка, морковь, помидоры и яблоки. Больше стало отечественной продукции, — поддерживает коллегу Павел Пашков, коммерческий директор ТК «Емельяновский».
Еще одна показательная тенденция рынка в рамках отдельно взятого региона — смена маршрутов и географии поставок.
— Мы сократили свои закупки в Китае на 60—70%. Например, перестали ввозить фрукты, так как покупатели, в первую очередь, отказались от подорожавших апельсинов и мандаринов. Овощи мы приобретаем, но лишь те, которые востребованы сейчас на рынке, — утверждает Шатир Сулейманов, генеральный директор компании «Овощной мир».
Подтверждают подобную информацию и данные, обнародованные таможенной службой — за два месяца 2015 года в Новосибирскую область из Китая ввоз различных товаров сократился на 36% до совокупного денежного выражения в 46,6 млн. долларов, из которых 0,6 млн. долларов за 575 тонн плодовоовощной продукции, произведенной в Китае.
В то же время большая часть опрошенных корреспондентами РБК.Новосибирск отраслевых специалистов сходятся во мнении о том, что не стоит поднимать панику, говорить о переносе приоритетов китайских поставщиков, закрытии границы для продуктов питания и усилении дефицита. С последним трудно спорить, но об интересах азиатских поставщиков говорят и значительные логистические подвижки, причем именно в сфере поставок плодовоовощной продукции.
18 марта был открыт железнодорожный маршрут из КПП Маньчжурия в Новосибирск, первый поезд выехал с партией овощей в 196 тонн. Путь его следования — из северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян, затем через провинцию Фуцзянь, через границу и в Новосибирскую область.
В Харбинском железнодорожном управлении отмечают рост, правда по морю, отгрузок фруктов и овощей на российский рынок, но планируется и существенное развитие ж/д поставок. В дальнейшем схожие маршруты будут курсировать в Красноярск, Иркутск, Екатеринбург и в Москву.