Такого же мнения придерживается и Евгений Егоров, Директор Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства (ФГБНУ СКЗНИИСиВ). В своем интервью корреспонденту «РБК-Юг» эксперт дал следующий прогноз — уже к 2021 году производство плодов и ягод в южных регионах страны увеличится примерно на 45%, а винограда — на 30%. Такой прогресс позволит южным садоводам заместить примерно треть импортной продукции, ранее завозимой из стран Европы.
По данным г-на Егорова, в 2014 году жители России закупили 5,8 млн тонн плодово-ягодной продукции. Из общего количества 2,8 млн тонн составил импорт, из которых 960 тысяч тонн продукции были выращены в странах-членах ЕС, из этого количества 760 тысяч тонн — только яблоки. Денежное выражение закупок зарубежных фруктов и ягод российским рынком в прошлом году — 78 млрд рублей.
Специалист приводит и информацию, касающуюся производства данной продукции на юге нашей страны — всего 1,12 млн тонн или порядка 37-38% от общероссийского урожая фруктов и ягод. Причем 520 тысяч тонн — виноград (98% от производства во всей стране). Здесь садоводы имеют очень большие перспективы развития, так как почвенно-климатический потенциал юга России используется только на 80%, а в части выращивания винограда — вовсе на 35%.
При этом Евгений Егоров позитивно оценивает введение контрсанкций, которое стало стимулом развития промышленного садоводства и виноградарства. Значительно возрос и уровень государственной поддержки: только в 2014 году объем субсидий в стоимости насаждения составлял 12%, а уже в 2015-ом — все 40%: «Наш НИИ на себе ощущает оживление бизнеса: начали активнее обращаться по вопросам почвенных изысканий, исследований и оценки почвы, проектирования закладки насаждений, технологического сопровождения», — сказал г-н Егоров.
Руководитель ФГБНУ СКЗНИИСиВ дал и прогноз темпов развития отрасли на ближайшие несколько лет. Поможет отечественным производителям в этом действующая Государственная программа развития сельского хозяйства, охватывающая период с 2013 по 2020 год. На территории юга России площадь плодово-ягодных насаждений возрастет с 36 тысяч гектаров до 48 тысяч гектаров (+25%), а объемы промышленного производства продукции увеличатся с нынешних 320 тысяч тонн до 600 тысяч тонн уже к концу 2020 года. Для этого садоводам необходимо существенно нарастить темпы высадки растений со среднегодового показателя в 2,5 тысячи тонн до 6 тысяч гектаров каждый сезон. Не меньше работы предстоит и производителям винограда, которые должны будут нарастить объем сбора столовых и технических сортов с 520 тысяч тонн до 700 тысяч тонн: «Прогнозы оптимистичные. Но и садоводы, и виноградари сейчас опасаются, что политика правительства может измениться и они просто не успеют воспользоваться ситуацией. Ведь инвестиции в сады — это «длинные» вложения», — считает Евгений Егоров.
Специалист рассказал и об имеющихся в отрасли проблемах. К примеру, в конце прошлого года стоимость освоения и закладки 1 гектара плодового сада составляла 860 тысяч рублей при 11% субсидировании и эксплуатации в 12—15 лет. В ЕС субсидии начисляются в размере 75%, так как в Европе они привязаны к покупательской способности денег, а в России по норме амортизации идут определенные отчисления в фонд восстановления, что абсолютно нерентабельно при высоком уровне инфляции.
Причем практически в любой отрасли отечественного сельского хозяйства импортозамещение необходимо не только в части выращивания, но и при обеспечении семенным материалом, средствами защиты, сельхозтехникой и различными технологиями.
— Да, мы действительно во многом зависим от Запада. Если взять виноградарство, то для выполнения ежегодных плановых объемов закладки необходимо около 7 млн штук посадочного материала, а мы производим только 3,5 млн. Остальное покупаем за границей. Примерно такая же ситуация и в садоводстве, — добавил г-н Егоров.
В то же время в стране существуют отдельные хозяйства, занимающиеся питомниководством, но целостная система поставки качественного посадочного материала в настоящее время разрушена, так как в идеале она должна связывать не только садоводов, но и различные отраслевые НИИ, а также другие организации. На этом фоне страна закупает большое количество посадочного материала, что потенциально очень опасно для АПК. К примеру, из ЕС, в части которого преобладает сухой средиземноморский климат, может попасть зараженный материал с неактивными вредителями или вирусами, которые в нашем теплом и влажном климате расцветут «пышным цветом». Уже сейчас, по оценке ФГБНУ СКЗНИИСиВ, в южные регионы России завезено большое количество ранее отсутствующих болезней растений.
В качестве примера Евгений Егоров назвал садовую землянику. Ранее на юге страны располагалась 1 тысяча гектаров посадок с объемом производства примерно в 2 тысячи тонн ягоды. В 2014 году показатели сократились до 300 гектаров и 600 тонн продукции. Причина такого сокращения — ввоз заболеваний растений из Италии, где, в отличие от нашей страны жесткий фитосанитарный контроль работает.
Отдельно г-н Егоров затронул еще одну «болезнь» АПК – отсутствие достаточного количества современно оборудованных овощехранилищ. Но нельзя сказать, что их нет совсем: сейчас на юге страны объекты хранения могут вместить около 115 тысяч тонн продукции при требующихся 300-350 тысячах тонн.
По оценке директора ФГБНУ СКЗНИИСиВ, на строительство одного овоще- или фруктохранилища необходимы примерно 8,5 млрд рублей, что сложно для потенциальных инвесторов, в отличие от тех же западных стран.
— По большому счету, создание подобного рода объектов — это капитализация. Поэтому финансовые, банковские структуры и государство должны быть заинтересованы в создании таких объектов недвижимости. За рубежом: если есть товаропроизводители и они имеют потребность в создании логистических мощностей, они получают финансовые ресурсы в полном объеме, половина из которых составляет субсидии, а вторая часть — дают кредит на 15 лет под 1%, — добавил Евгений Егоров.